В Екатеринбурге успешно завершены испытания разработанных нашей лабораторией инновационных виброизолирующих опор изметаллической резины (материал МР) для силовых установок железнодорожного применения. На специальном стенде Уральского дизель-моторного завода виброопоры прошли тесты в составе дизель-генератора ДГ882Л с двигателем ДМ-21, который выпускают на предприятии.
Новинка призвана заменить амортизаторы импортного производства и уменьшить воздействие вибрации от работы дизель-генератора на тепловоз и локомотивные бригады. Длительное воздействие вибрации негативно влияет на состояние двигателя и здоровье машинистов. АО "РЖД" предъявляют строгие требования к приобретаемой продукции. Все локомотивы при сертификации проходят проверку, в том числе на соответствие нормам вибрации.
Виброизолирующие устройства выполнены из материала МР - уникального демпфирующего материала, разработанного нашими учеными и производимого в ОНИЛ-1. Материал МР обладает полезными свойствами резины и способен, вместе с тем, противостоять агрессивным средам, высоким и низким температурам и другим неблагоприятными внешним воздействиям. Секрет заключается в особой технологии плетения и прессования спиральных металлических нитей разного диаметра. Полученные таким способом изделия на основе материала МР существенно превосходят (в частности, по надёжности и ресурсу) известные в России и за рубежом аналоги, они с успехом используются в производстве отечественной космической техники.
"Резиновые виброизоляторы относительно дешевые, но непрактичные при эксплуатации в сложных климатических и температурных условиях, - рассказывает заместитель главного конструктора отраслевой научно-исследовательской лаборатории №1 Самарского университета Данила Давыдов. - Под воздействием температур резина теряет свои свойства и выходит из строя. Тросовые виброизоляторы имеют низкий ресурс – нити троса быстро перетираются, кроме того, из-за крупных габаритов они не везде могут быть установлены".
Изделия же из материала МР, благодаря цельнометаллической структуре, спокойно выдерживают температуры до 400°С, а также имеют высокие ресурсные показатели, поскольку процессы разрушения в них развиваются сравнительно медленно. Еще одной интересной особенностью металлического аналога резины является то, что при разрушении прессованных нитей спирали внутри виброизолятора его демпфирующие свойства усиливаются. Например, гарантия качества на виброизоляторы из МР для локомотивов дается на 25 лет, а для космической техники – на 15 лет.
Смотреть видеосюжет.
По материалам статьи.